Далерходжа Алиакбаров: Приму как сыновий долг и почетное служение
- 24.10.2024 13:30
Мастер спорта по вольной борьбе в третьем поколении, житель Плавской земли – во втором, он уверен, что свой мир общения с людьми человек строит сам. И неважно, кто ты, важно – какой, чем живешь, что ценишь, за что без раздумий отдашь жизнь.
Потому что из рода ходжи
Именно дедушка Юлдашходжи, призер СССР по троеборью, самбист, преподаватель рукопашного боя у сотрудников МВД, начинал тренировать маленького Далерходжи, прививал ему навыки кураж – национальной борьбы на поясах. С 5-ти до 7-ми лет мальчишка занимался тхеквандо. Родился ведь в Таджикистане, и такая спортивная подготовка была понятна и традиционна. Отец тоже был профессиональным спортсменом, но выбрал для себя дзюдо.
А всех троих мужчин Алиакбаровых – взрослых и юных – объединяла принадлежность к роду ходжи (значит, приближенный), ведущего свою историю от пророка Мухаммада. Вот именно о том, что он ходжи, да еще в его имени есть «Далер», что значит храбрый, и пришлось помнить, когда семья переехала в Плавск, а парнишка пошел в 3-й класс местной школы.
«Даже во взрослой среде нет таких категоричных и жестких законов, как в детской: как ты себя поведешь, как покажешь, зависит и отношение к тебе, которое, сложившись уже в первый момент, может потом ни на грамм не измениться. Потому и пришлость исключительно самому, без помощи родных и взрослых пройти испытания на прочность. Да, я дрался, но не за себя. Человек я с детства спокойный и выдержанный, но до тех пор, пока не задевается честь моей семьи, родителей. А у кого по-другому? Это же самое родное, близкое, надежное, самое ценное, что у человека есть», – рассказал Далерходжа.
Правда, внешних признаков мальчишеских драк, как заметил он, не было: никто его с такой подготовкой борца побить не мог. Мысли о том, чтобы рассказать о мальчишеских разборках и использовать помощь взрослых, и в голову не приходило. Зря что ли дедушка выбрал ему такое имя?
А с кем трудней бороться?
Вживаться в новую для них среду Алиакбаровым пришлось без больших потрясений. Рядом на улице поселились их земляки – русские семьи, которые тоже приехали из Таджикистана. Появились друзья, например, Артем Данилов из Узбекистана. Именно он и позвал на занятия по вольной борьбе к Геннадию Валентиновичу Комарову.
Продолжать тренировки начинающему борцу обязательно надо было, пошел, но пришлось переучиваться. Полтора года под началом тренера Плавска, по признанию Далерходжи, дали ему много в плане общения. Геннадий Валентинович умел поддерживать баланс в разношерстной мальчишеской среде.
Позднее эта школа пригодится и молодому тренеру Далерходже Алиакбарову, когда и у него в зале во время тренировок будет не один десяток мальчишек, каждый – со своим гонором, характером, устремлениями и «предъявами» к партнерам на ковре. Но, как признался Далерходжа, не с этим была для него самая трудная борьба. Труднее всего было ему бороться с собственной ленью, проявления которой, хоть и слабые и нерешительные, приходилось силой воли отметать. Он заставлял себя и рано вставать на пробежки, когда идет снег или дождь, и строго следовать режиму и требованиям тренировок, выкладываться по полной.
А мечта будто убегала
К моменту окончания школы № 4 он был кандидатом в мастера спорта, призером и победителем региональных, всероссийских и международных турниров. Желание созидать шло нога в ногу с мечтой о службе в спецназе. Он страстно хотел учиться в военном институте физической культуры, чтобы потом и пойти в спецназ.
Экзамены прошли успешно, и он поступил бы по баллам и физподготовке, но вмешались не зависящие от него обстоятельства. И началась учеба в Смоленской академии физкультуры, спорта и туризма. А мечта будто убегала: спецназ остался только в мыслях и неискоренимом желании сердца.
Название факультета единоборств, как пояснил он, означает борьбу с собой, один на один. И никто не поможет, если стремления победить самого себя во всех своих недостатках у тебя нет.
После академии подходило время призывной кампании, и будущий солдат срочной службы сам пришел в военкомат и заявил о своем желании служить в подразделении спецназа. Основательная физическая подготовка, звание мастера спорта по вольной борьбе, профессиональные спортивные успехи, – все давало основание рассчитывать, что давняя мечта сбудется. Не получилось, и в результате он попадает на службу в 106-ю гвардейскую воздушно-десантную Тульскую Краснознамённую, ордена Кутузова дивизию.
Мужское решение
Время от начала срочной службы бежало быстро, вот уже и предложение о службе по контракту поступило. Сегодня семья Алиакбаровых – и мама с отцом и сестрой, и сами молодые супруги Далерходжа и Рухангез – заняты вполне мирными делами. А совсем недавно жизнь Далерходжи была заполнена боевыми буднями, которые он для себя выбрал сам.
«Это был один из тех моментов, когда мне самому пришлось принимать мужское решение. Конечно, родные с тревогой отнеслись к этому, но отец меня поддержал. Он всегда относился с уважением к нашим желаниям и никогда не стремился силой навязать своё», – поделился Далерходжа Хуршедходжаевич.
Военные будни были разными, как и разными были люди вокруг него. И, конечно, особо уважаемы и дороги те, с кем его роднило отношение к воинскому долгу.
«Я отдал дань Родине, но, если она вновь призовет, приму это как сыновий долг, как почетное служение», – пояснил он.
Время созидания
По окончании срока службы по контрактувернулся в спорт, он растит вместе с отцом спортсменов-борцов, созидает будущих чемпионов. А еще воплощает дизайнерские мебельные проекты в жизнь.
Как он отметил, мальчишкам в секции удается прививать и любовь к спорту, и стремление к победе. И национальность не имеет значения. Но молодой тренер видит необходимость большего: сделать все, чтобы из сегодняшних малышей не выросли моральные и нравственные квадроберы, чтобы им не были чужды самые ценные человеческие качества – тоже независимо от того, сынами какого народа они являются.
Совсем недавно вместе с молодой супругой Рухангез они начали строить свою семейную жизнь, мечтают не менее, чем о двух сыновьях. Так же, как и в семье отца, где смешались таджикские, украинские и русские корни, для них имеют значение честь, порядок, счастье, уют и тепло быта, радость общения и стремление к созиданию. По четвергам и воскресеньям готовится плов, отмечаются в свои сроки все исламские праздники и посты. Женщины в семье, конечно, не носят ни никаб, ни хиджаб, в одежде следуют современности, но все же предпочитают скромную и уместную одежду.
Как признался Далерходжа, он уважает людей серьезных и обстоятельных, не лишенных чувства юмора, но и не превращающих никакую ситуацию в фарс или шоу. Они открыты для общения и хороших интересных дел. Он помогает жене ближе познакомиться с Плавском, и – кто знает – вдруг уже в следующем году им хватит смелости стать непосредственными участниками муниципального фестиваля национальных культур «Сильная Россия – единая Россия!» и поделиться частичкой культуры своего народа с такой же щедростью, с какой Далерходжа делится своими знаниями и умениями со своими воспитанниками.
Татьяна ДМИТРИЕВА