Плавчанка рассказала об истории методической службы

Плавчанка рассказала об истории методической службы

На своей странице педагог-ветеран Людмила Дедук знакомит земляков с историей методической службы в Плавском районе. Редакция газеты «Плавская новь» приводит текст без сокращений.

2024 год знаменателен 85-летием создания системы повышения квалификации, муниципальных методических служб Тульской области. Тульский институт усовершенствования учителей был организован 1 января 1939 года. В это время по всей стране создавали местные институты повышения квалификации, открывали методические кабинеты, институты усовершенствования учителей.  В течение 1939 года во всех районах Тульской области были открыты методические службы.

В январе 1941 года в институте прошла первая областная конференция учителей начальных, семилетних и средних школ, где участники обменялись лучшим опытом учебновоспитательной работы. В 1941 году институт усовершенствования временно прекратил работать, документацию эвакуировали в город Уральск, имущество передали областному отделу народного образования и городским школам. Работа возобновилась уже в 1942 году, был организован постоянно действующий семинар для заведующих и школьных инспекторов РОНО (районный отдел народного образования), директоров и завучей средних школ. Была налажена работа педагогических и методических кабинетов.

Сведения Института повышения квалификации Тульской области указывают на необходимость корректировки даты создания методической службы Плавского района. Днём рождения методического кабинета считался день 1 декабря 1942 года, так как первое упоминание о кабинете в книге приказов районного отдела народного образования относится к этой дате. Конкретной даты 1939 года, когда в Плавском районе был создан методкабинет, установить не удалось. Война уничтожила документы районного отдела народного образования. То, что кабинет был создан в довоенное время, подтверждает и фраза из приказа РОНО №310 от 1 декабря 1942 года: «В связи с открытием районного педагогического кабинета товарища Канавину Елизавету Дмитриевну освободить от работы инспектора РОНО и перевести на ранее занимаемую должность заведующей райпедкабинета». Приказ подписан заведующим РОНО Четверяковым Иваном Георгиевичем.

Что побудило его издать такой приказ, что предшествовало этому. 26 декабря 1941 г., через неделю после освобождения города Плавска от фашистов, согласно приказу №1 приступил к своим обязанностям заведующий РОНО – Овсянников Николай Иванович. 13 марта 1942 года инспектору Беликовой было вменено в обязанность «следить за методическим уровнем учителей, помогать им». В тот же день, заведующий РОНО назначил общественных инспекторов-методистов из опытнейших учителей школ. А школ было 4 в городе и 60 на селе, учеников – 6,5 тысяч.

Ещё гремела страшная война, гитлеровцы мечтали о покорённых российских землях, а плавское учительство, веря в Победу, обучало и воспитывало подрастающее поколение для мирной жизни. Текучесть кадров: демобилизация из армии – назначения на работу в школу, выздоровел – опять на фронт. Трудно представить, но 28 ноября 1942 года в Плавске состоялась конференция учителей. Решение районной конференции – необходимость методической службы.
На основании этих сведений можно утверждать, что годом рождения муниципальной методической службы является 1939 год. Датой можно оставить день 1 декабря. 1 декабря 2024 года - день 85-летия методического кабинета.

Перелистывая страницы истории районного образования, мы вспоминаем имена и дела тех, кто стоял у истоков районной методической службы. Канавина Елизавета Дмитриевна возглавляла районную методическую службу с 1939 по 1941 и с 1942 по 1966 годы. В 1966 году Канавина Е.Д. ушла на заслуженный отдых. Шесть лет руководила кабинетом Царева Ефросинья Иосифовна. С июля 1972 года по 1 сентября 1994 года у руля районной методической службы была Гришина Вера Алексеевна.
На этапе становления методической службы в период советского государства (1917-1991 гг.) содержание повышения квалификации было направлено на овладение учителями новыми программами, на получение педагогических знаний по воспитанию подрастающего поколения, усиление вопросов трудового воспитания, комплексного изучения основ наук и общественной жизни. В конце данного этапа инновационные процессы в образовании потребовали от методических служб адаптации к изменениям в системе образования, что повлекло за собой появление новых функций, вызвало структурные преобразования в методической службе.

В условиях социально-экономических и политических реформ конца 1980–1990-х годов сформировался запрос на реформирование образования и, как следствие, обновление методической службы. Инновационная деятельность учителей привела к внедрению в содержание методической работы новых видов деятельности. Институты усовершенствования учителей были реорганизованы в институты повышения квалификации и переподготовки работников образования. Основной упор в подготовке и переподготовке учителей в этот период уделялся личностно ориентированному подходу с учетом конкретных профессиональных затруднений и ориентацией на непрерывное профессиональное развитие.

На этапе развития методической службы в содержании методической работы учреждений наряду с выполнением традиционных видов работы все большее место стали занимать информационные, диагностические, аналитические, организационно и учебно-методические, экспериментальные, прогностические, научно-исследовательские, инновационно-внедренческие, экспертные, издательские виды деятельности обусловленные инновационной деятельностью учителей.

На мою долю выпало претворение в жизнь идеи системного подхода методической службы, теории непрерывного образования, ориентации на личность педагога и обучающегося, гуманистического подхода к построению содержания и организации образовательного процесса (с 1994 по 2023 годы).

Методическая служба неоднократно была реорганизована. Районный методический кабинет комитета образования в 2003 году стал образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). С 2016 по 2019 годы учреждение работало в статусе «Центра обеспечения системы образования Плавского района». Проект «Учитель будущего» дал старт новому витку в развитии системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. В августе 2019 года методкабинет стал межмуниципальным учреждением - «Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников». В связи с формированием единого информационного пространства федеральной системы повышения квалификации педагогов на передний план вышли дистанционное повышение квалификации и дистанционное сопровождение методической деятельности.

Плавский методический кабинет во все времена стремился обеспечивать достойный уровень практической помощи педагогам в профессиональной деятельности. Совместная деятельность педагогов и методистов над созданием системы методической поддержки педагогических работников через новую модель повышения квалификации даёт позитивные результаты. Профессиональные сообщества педагогов объединены определёнными нормами мышления, поведения, взаимодействия. Учителя и воспитатели вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения. Осмысление инновационных идей, сохранение и развитие педагогических традиций, активный поиск новых путей совершенствования педагогического мастерства, стимулирование активного новаторского поиска и совершенствование педагогического мастерства - это и есть процесс непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников.