• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-09-11 13:45:00 · Культура

Путешествие одного дня: храм, овеянный романтикой любви

Путешествие одного дня: храм, овеянный романтикой любви
Фото Е. Абрамовой

На живописных берегах реки Плавы, на возвышенности расположилось село Красное. Его история насчитывает более 3 веков.

По данным Переписной книги 1677 года, в селе Красном уже был действующий храм во имя Богоявления Господня. С ним связано имя архитектора Мождухина (Можжухина) Андрея Андреяновича.

Кирпичная церковь Богоявления Господня на высоком подклете была построена в 1713-1728 на средства помещика князя С. П. Долгорукова.

Интересно то, что храм был построен в 2 этажа, причем первоначально его цокольная часть предназначалась для хранения вещей местных помещиков. Основной объем храма – крупный двусветный четверик, завершенный небольшим восьмериком с главкой, с полукруглым алтарем, трапезной и позже пристроенной колокольней в стиле классицизма. В верхнем храме имелся придел Богоматери Троеручицы (упразднен в 1820). Икона Троеручицы была особо чтимой и считалась чудотворной.

В начале 19-го века, когда Красным владел поручик Исленьев, в подклете в 1817 устроен Никольский придел, отдельная церковь во имя Николая Чудотворца. Также первоначально здесь не было колокольни, ее пристроили чуть позже основного объема храма и трапезной.

Храм довольно часто переделывался и достраивался в течение всего срока своего существования. Закрыта церковь не позже 1930-х, сломана верхняя часть колокольни.

Последними хозяевами имения с конца 19-го века и до самой революции были князья Козловские. Позже храм, разумеется, закрыли, а потом, судя по заложенным кирпичами окнам, использовали для хозяйственных нужд.

Сейчас же он стоит, возвышаясь над полями, никому не нужный, и продолжает разрушаться.

Сегодня к руинам церкви можно добраться только по заросшим пустошам. Но взору путешественника предстанет все еще хранящее архитектурное великолепие сооружение, необычное по своему устройству. 

 72830fd6-c478-46fb-8892-d2732599153c 

Церковь - уникальная архитектура
 
История старинной 300-летней церкви в разной степени связана с именами помещиков села, братьев боярина Ивана Васильевича Бутурлина и стольника Бориса Васильевича Бутурлина, князя Сергея Петровича Долгорукого, секунд-ротмистра Василия Васильевича Исленьева, подпоручика Михаила Васильевича Исленьева (умер в 1816 году). Он был адъютантом князя М.Ф. Орлова, участник войны 1812 года в битвах при Смоленске, Вязьме, Бородине, в осаде крепости Модлин (Ивангород), косвенно – с именем М.Ю. Лермонтова, позднее – с яснополянскими Толстыми.

Но именно с именем сына Михаила Исленьева, Александра, деда жены Льва Николаевича Толстого, связана романтическая история любви, полная переживаний, доли обмана и сожалений, но и верности и мужества ее участников.

Александр Михайлович Исленьев в 1817 году все-таки добился, чтобы к нему в Красное приехала его возлюбленная, 22-летняя княгиня Софья Петровна Козловская (урождённая графиня Завадовская), в девичестве – фрейлина императорского двора. В петербургском свете она познакомилась с Александром, и они полюбили друг друга.

Александр Михайлович добился этого обманом: к тому времени он якобы выполнил ее условие, при котором она могла бы быть с ним, – получил согласие ее мужа на развод. В собственном храме, в присутствии совершавших службу, считай, собственных священников он тайно обвенчался с Софьей Петровной. Но муж Софьи князь Владимир Козловский не дал согласия на развод. Синод признал брак недействительным. Но и после этого Софья не вернулась к мужу.

У неё с Исленьевым родились 5 детей: Владимир (1818 год), Михаил (1819 год), Надежда, Вера (1825 год), Любовь (1826 год). Так как они считались незаконнорождёнными, то Исленьев не мог дать им свою фамилию, и их записали как Иславиных ( по данным тульского краеведа Дориана Романова. Кстати, стоит заметить и о нем самом: педагог, Заслуженный учитель школы РСФСР, краевед, литератор, действительный член Географического общества АН СССР, бывший директор Плавского детского дома (1950). В фонде Плавской библиотеки сохраняются фото детского дома в Плавске из архива семьи Г.Н. Мамоновой. Позднее жил и работал в Щекине).

Выйдя в отставку, А.М. Исленьев поселился в Красном.
У него была страсть к карточной игре, и даже Софья Петровна, имевшая на него большое влияние, не могла его удержать от этого. Когда он уезжал в город, она была уверена, что он будет играть. Постепенно его проигрыши вели к их разорению и вносили в семейную жизнь тревогу и горечь. Из огромного числа поместий оставалось только Красное…
Незаконная жена Александра Исленьева Софья Петровна умерла в 1829 году. Похоронена в Красном, но место захоронения утеряно.

В семье Толстых, по воспоминаниям Ильи Николаевича, сына великого писателя, бытовало предание, что однажды его прадед Александр Исленьев, необычайный карточный игрок, в игре с князем Козловским по предложению последнего поставил карту на узаконивание своих детей в случае выигрыша. Он выиграл, но, как пишет Илья Николаевич, «от узаконивания благородно отказался».

Позднее Александр Исленьев женился на Софье Андреевне Ждановской (1812-1880). От этого брака у него было 4 детей: Александр, Аглая, Ольга, Наталья.

Исленьев был большой картёжник, и село было проиграно статс-секретарю Николаю Михайловичу Лонгвинову. Его сын, Михаил Николаевич Лонгвинов (1823-1875), приходился четвероюродным братом М.Ю. Лермонтову.

В 1866 году Лонгвинов был назначен орловским губернатором. Также он был известен как библиофил, критик, стихотворец и мемуарист.
После его смерти селом владела вдова Александра Дмитриевна Лонгинова и их дочь Александра Михайловна (в замужестве княгиня Козловская).

Сегодня в подвальной части церкви на полу валяется множество кирпичей. Над головой виден оголившийся волнообразный металлический потолок. В темноте можно различить остатки интерьерного украшения, которое скорей всего относится к периоду, когда в нижнем ярусе был храм, потому что напоминает остатки иконостаса.

 13.45_3 89 

Подвальная часть

От колокольни когда-то располагался вход в храм. Здесь сохранились еще высокие, но заросшие ступени. 

 ad22ef09-6589-4487-8254-aba4b65725be 

Остатки ступеней

К сожалению, из колокольни проще попасть на нижний ярус храма, чем на верхний. Зато сохранилась винтовая лестница на саму колокольню, хотя до нее еще надо добраться. Ныне это практически невозможно: все заросло.

Сбоку есть еще один вход, к которому также ведут когда-то красивые ступени, от которых остались лишь обломки арок.

Внутри нас встречают остатки красивых старых росписей. Какие-то сохранились достаточно хорошо, и в них читаются все детали сюжета. Детали других уже узнаются с трудом. На полу сохранились фрагменты плитки. 

 13.45_1 13.45_5 

Росписи в храме

Еще в 1896 году в самом селе Красном имелись крупомолка купца Черёмушкина; трактир мещанина Сторожева; кузня мещанина Кудрявцева; школа уездного земства (основана в 1871 году); дом волостного правления; усадьба церковная (3 десятины земли 1103 сажень и 18 десятин пахотной земли); старый хутор княгини Козловской; новый хутор княгини Козловской.

В приход храма в 1895г., кроме села Красного, входили деревни Александровка (в 2-х верстах), Васильевка (в 1/2 версте), Волхонщино (в 4 верстах), Выселки, Крутая (в 1/2 версте), Пеньково (в 2-х верстах), Рекшино (в 2-х верстах), с общим населением 25 человек. С 1871 г. в селе существовала земская школа, а в 1892 г. в Волхонщине была открыта школа грамоты.

В 1869 г. церковь была реставрирована и перестроена на средства церковного старосты Павла Иосифовича Тимофеевского, купца I гильдии. В 1883г. Она была украшена в том виде, в каком и оставалась до революции.

И вот уже десятилетия лежит в руинах. Но краеведы хранят память о ее истории и истории людей, в той или иной мере связанных с нею и селом Красным.  

Т. Абрамычева