Муниципальный округ: для людей одни плюсы

Муниципальный округ: для людей одни плюсы

Наверняка многие наши читатели не раз слышали о том, что в России проходит муниципальная реформа. Анализ действующей системы местного самоуправления и современные реалии диктуют вектор перемен. Большая доля дотационности ряда поселений, как следствие, невозможность реализации ряда федеральных и региональных программ на территории из-за дефицита бюджета на софинансирование и, в конце концов, недостаток квалифицированных кадров в органах местного самоуправления заставляют задуматься о выстраивании более эффективного управления на местах с опорой на активных граждан. Речь идет о преобразованиях, создающих крепкие и устойчивые территории с единым центром управления и бюджетом. Это городские и муниципальные округа, где есть один уровень местной власти.

Что это такое и в чем плюсы происходящих процессов, разберемся вместе с нашей газетой.

В настоящее время действующий Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает наличие как одноуровневой так и двухуровневой системы местного самоуправления в России. Двухуровневая система предполагает наличие городских и сельских поселений, муниципальных районов. С появлением нового вида муниципального образования – городской округ, а в 2019 году – муниципальный округ в нашей большой стране с сотнями тысяч маленьких поселений начался постепенный переход на одноуровневую систему организации местного самоуправления.

Это значит, что в границах существующего района создается укрупненный муниципалитет с одной администрацией, думой, единым бюджетом, генпланом и прочими неотъемлемыми составляющими муниципальной жизни, при этом сохраняются привычные для жителей места нахождения представителей вновь созданной администрации.  По такому пути пошли многие: 20 регионов России полностью сформировали одноуровневую систему местного самоуправления, в 51-м субъекте РФ она установлена частично или подходит к завершению. Эксперты, руководители этих территорий и сами жители говорят, что практически сразу убедились в очевидных плюсах произошедших перемен.

Так в чем же положительные стороны преобразований в муниципальные округа?

– Решать вопросы ВМЕСТЕ легче! Объединившись в одно муниципальное образование, можно эффективнее справляться с самыми разными задачами, влияющими на качество жизни людей. Ведь не секрет, что на территориях сельских поселений не хватает квалифицированных кадров – юристов, специалистов в сфере градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В администрации муниципального округа все вопросы жизнедеятельности территорий будут решаться намного эффективнее.

- Через укрепление власти – к быстрому решению проблем!  Единый центр управления муниципальным округом – это минимум инстанций и согласований для принятия решений. При создании округа полномочия органов структурируются, определяются функции отраслевых и территориальных отделов, выстраивается вертикаль в полномочиях, ответственность сотрудников за каждый участок работы.

При этом, на исторически сложившихся местах нахождения действующих до преобразования администраций продолжают предоставляться все услуги и документы, которые предоставлялись ранее.

- Единый бюджет – сильный бюджет. В статусе муниципального округа у района усиливается возможность участвовать в федеральных и региональных проектах, грантах, масштабных программах обновления и развития, ремонта и благоустройства. Единый бюджет позволит реализовывать дорогостоящие проекты, оперативно решать текущие и перспективные задачи на всей территории. Наличие единого бюджета даёт возможность рационального перераспределения средств с учетом стратегии развития муниципального образования.

– Реже выборы – меньше расходы. Сократится количество избирательных кампаний по избранию депутатов представительных органов поселений. Это в перспективе приведет к экономии организационных и финансовых ресурсов.

– Меньше бумажной волокиты и бюрократизма. При одном уровне власти нет необходимости дублировать и спускать «сверху» «вниз» однотипные муниципальные правовые акты (постановления, положения, проекты решения Советов депутатов, Уставов муниципальных образований), заключать соглашения о принятии или передаче полномочий. Это означает и снижение трудозатрат на разработку этих документов, и расходов на их официальное опубликование.

– Закон – везде закон! Появится единая нормативная правовая база на всей территории округа (схемы теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, административные регламенты, генпланы и др.). Это удобно и помогает быстрее решать проблемы населения. Преобразование в муниципальный округ не влечет изменений в статусе и типах объединяемых населенных пунктов. Тем самым город останется городом, село – селом, поселок – поселком и так далее.

– Кадры решают всё! Юридическая, кадровая, нормотворческая работа будет вестись в одном месте – в администрации округа, что повысит качество принимаемых решений на более высоком уровне и пойдет на пользу всем.

– Стать ближе к людям. В своем новом статусе в муниципальном округе работники прежних сельских администраций получат больше времени для решения местных задач. Они в прямом смысле выйдут к людям и вместо бумажной работы смогут заняться решением вопросов жизнеобеспечения (вода, мусор, уличное освещение, благоустройство и т.д.).

И еще несколько важных моментов. Реформа на то и реформа, что не обрушивается молниеносно, сметая на своем пути привычные правила жизни и меняя все кардинально. Нет. Преобразования в сфере местного самоуправления проходят максимально мягко, поэтапно, не стирая устоявшиеся годами положительные нормы жизни, такие как:

– органы местного самоуправления вновь образованного муниципального округа – это правопреемники прежнего уровня власти. То есть, вновь образованные Думы округов на первом заседании должны принять решения о правопреемстве органов местного самоуправления.

– сотрудники местных администраций войдут в новую структуру окружной администрации, а представители депутатского корпуса будут максимально вовлечены в жизнь нового муниципального образования в новом качестве. Их активность, авторитет и опыт пойдут на пользу малой родине.

– замена паспорта и других документов, удостоверяющих личность, правоустанавливающих документов на собственность не потребуется.

– при преобразовании в округ лица, проживающие и работающие в сельской местности, продолжат пользоваться мерами социальной поддержки.

– органы и учреждения, созданные органами местного самоуправления района, на весь переходный период продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

– прежние муниципальные правовые акты продолжат действие в части, не противоречащей законодательству.

Одно время в газетах была популярна такая рубрика «Муниципальная реформа в действии». И сегодня эти слова вновь актуальны. Но самое важное, что это действие всем только на пользу.

Большие перемены для малых поселений совершенно точно не принесут никаких неудобств жителям. Не придется менять паспорт, не надо бежать за переоформлением льгот. Преобразования – это очевидный плюс.  Муниципальный округ – это, прежде всего, рациональный, мудрый подход к решению самых насущных вопросов людей. Это экономия бюджетных средств, единый бюджет, генеральный план и сбалансированное развитие территории, правила благоустройства, единые органы, координирующие решение вопросов местного значения, меньше бюрократизма и многое другое, из чего складывается такое важное для каждого их нас понятие – «качество жизни».