Символика башкирской вышивки

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: амулет; изгородь; спиралевидные S-образные завитки; юрты; солнце; кускар – символ производительной деятельности
человека, плодородия, символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика кочевого скотоводческого
народа; пастбище; гостеприимство.
Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а также криволинейные
элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.
Одежда – безрукавки, полуолы черного цвета, передники, платки, налобные повязки, кисеты – украшены символической обережной
вышивкой.
Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой, или используются все эти примеры одновременно. Особенностью вышивки является то, что узелок при вышивке не делают, нужно делать
закрепки.
В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветах. Преобладают: красный – цвет тепла и огня; желтый – изобилия и богатства; черный – земли и плодородия; зеленый – вечной зелени; белый – чистота помыслов, миролюбие; синий – цвет свободолюбия; коричневый – старость, увядание.
Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный» красный цвет защищал хозяина от злых
сил и дурного глаза. У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».
Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Это цвет оазиса, природы, жизни, отдыха, бессмертия, весенней растущей травы.
Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.
Желтый цвет символизировал цвет солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного солнца, выжженной степи. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.
Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялась и в том, что башкиры не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчелами.
Таким образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и старого.

Comments are closed.