Category: Духовность

С вопросом к священникам

На вопросы прихожан Свято-Сергиевского храма отвечали  иерей Ярослав Фатеев и иерей Антоний Меркулов

– Правда ли, что нельзя стоять спиной к алтарю только тогда, когда открыты царские врата, а когда закрыты, можно?
– Алтарь с находящимся в нем престолом, на котором почти всегда находятся Святые Дары – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, является главной святыней право-славного храма, поэтому спиной к этой святыне лучше не становиться ни в то время, когда царские врата открыты, ни тогда, когда они закрыты. Чувство благоговения не должно заменяться какими-то формальными правилами. Проявлять неуважение к алтарю, поворачиваясь к нему спиной, конечно не стоит.
Однако же было бы смешным, выходя из храма, пятиться спиной к выходу, боясь сделать это по-человечески из-за того, что тогда придется повернуться спиной к алтарю. К тому же в особые моменты богослужения, например, при благословении народа, причащении мирян или произнесении отпуста, священнослужители тоже поворачиваются спиной.
– Скажите, куда девать воск от свечей, если свечи стояли дома, и как поступать с остатками освященных продуктов (яблок, яиц, соли и т.д.), бумагой или пакетом, в котором была завернута просфора?
– Освященные продукты необходимо употреблять без остатка, не забывая при этом, что это не более чем продукты, предназначенные для насыщения, а не для приобретения каких либо благодатных даров. В случае если эти продукты по невнимательности испортились, их можно размельчить и предложить птицам небесным или рыбам речным в пищу.
Бумага или пакет, соприкасавшиеся со святыней, не приобретают при этом никаких благодатных свойств. Ее следует утилизировать путем сжигания.
Остатки воска и огарки свечей следует принести в храм и положить в ящик для сбора огарков.

 

Цветник духовный

Грешно
сквернословить

Господь отличил человека от всех других земных тварей даром слова, чтобы он мог с одной стороны прославлять Бога и возвещать Его святые дела, а с другой – выражать свои добрые мысли и чувствования, свои различные нужды и потребно-сти. Но человек, забывая волю Божию, часто злоупотребляет этим драгоценным даром, произносит, по выражению Апостола, слова гнилые, каковы: клевета, осуждение, ложь, клятвопреступление, буесловие, сквернословие и т.п. Но из всех гнилых слов самое гнилое и греховное есть без сомнения срамословие, или сквернословие, которое, к сожалению, сильно распространено у нас. В виду этого, по долгу пастыря, я вознамерился сказать несколько слов об этом гнусном пороке – скверно-словии, о котором не хотелось бы говорить, если бы зло, от него происходящее, не было так значительно.
Кто привык к употреблению скверных слов, тот прежде всего не только растлевает душу свою, но и безпрепятственно позволяет зарож-даться и усиливаться в ней многим дурным помыслам и греховным пожеланиям. Язык, по выражению Апостола, водворяется в удех наших, скверня все тело (Иак. 3:6). Человек, привыкши к сраму на словах, заразив развратом свою душу, часто не может удержаться от разврата телесного. Растлевая и заражая гнилостью и развратом свою душу и тело, сквернослов в то же время заражает гнилостью и греховностью и души тех, которым волею или неволею приходится выслушивать срамные слова.
Ведь стыдно сказать, а надобно признаваться: многие сквернословят, не стыдясь ни родителей, ни жен, ни сестер, ни собственных детей. А для детей-то сквернословие поистине есть огонь, сожигающий их невинные души, и яд смертоносный (Иак. 3:6.8). Дети обыкновенно всему научаются от старших, все стараются от них перенять, особенно, что часто слышат и видят. И вот постоянно слыша, как отец или кто-либо старший из семьи извергает скверные слова, дети сами с малолетства приучаются к тому же, оскверняют и они свои уста срамными речами. Таким образом, сквернослов обучает детей не доброму: обучает греху не знающих греха. А Спаситель сказал: «кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили жерновой камень на шею и бросили в море» (Мк. 9:42). Далее Апостол Павел говорит христианам: «не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16). Все мы приняли помазание от Св. Духа и в таинствах освящаемся Его благодатию, так что не только души наши, но и тела, соделываются храмом для обитания Духа Божия, а потому кто непотребными и гнилыми словами оскверняет свою душу и тело, и души и тела ближних, тот безчестит в себе и других образ Божий, растлевает и оскверняет то самое, что Дух Святый запечатлевает Своим помазанием и благоволит устранять и освящать во храм и жилище Себе. А кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3:17). Наконец, присоединим ещё и то, что уста наши суть такой орган, чрез который мы возносим молитвословия к Богу, лобызаем св. иконы, приобщаемся страшных Таин Тела и Крови Господней, и на который кладется печать дара Духа Святого. Прилично ли по-сле этого употреблять сей орган для слов скверных и гнилых, исполненных всякой нечистоты? Поэтому-то Богом просвещенные учители веры и благочестия, зная весь вред и великую греховность от необузданно-сти языка, своими примерами и наставлениями заповедали каждому из нас строго обуздывать язык свой. «Для слов своих сделай вес и миру и для уст своих сделай дверь и запор» (Сир. 28:29), – говорит один из таких учителей. Другой с воздыханием взывал к Богу: положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих (Пс. 140:3). Если подвижники благочестия сами так усиленно заботились и так настоятельно нам внушают воздерживаться от всякого празднословия, то тем более должно воздерживаться от слов скверных, развращающих души христианские, и оскорбляющих Самого Бога. Спаситель сказал: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12:36). Если же, по слову Господа, за всякое праздное слово мы должны дать ответ Богу, то подумайте, какому наказанию подвергается человек за слово скверное, которым он растлевает свою душу, заражает гнилостью и греховностью души ближних, оскорбляя и оскверняя в них все чистое и святое. По откровению слова Божия, никакой ругатель и сквернослов царствия Божия не наследит (1 Кор. 6:10).
Будем помнить, что слово в человеке есть святейший дар Божий, а потому не будем осквернять уста свои гнилыми, скверными словами, за которые мы должны отдать строгий ответ Господу, ибо от слов своих мы оправдаемся и от слов своих осудимся (Мф. 12:37). Господи! по-ложи хранение устам нашим и дверь ограждения о устах наших (Пс. 140:3), дабы никакое гнилое слово, особенно скверное, не исходило из уст наших! («Курск. Еп. В.» 1892 г. № 23). 

Актуально

В защиту чистоты
русского языка

Государственная Дума Российской Федерации организовала проведение заседания «круглого стола» по теме «Законодательное обеспечение развития русского языка в современном информационном пространстве».
Тема, действительно, важная для всех нас, ведь русский язык – культурно-историческая основа Российского государства и национального самосознания, выразитель смыслов, ценностей и цивилизационных достижений всего Русского мира. Он входит в число ведущих мировых языков, он является одним из шести официальных языков ООН и служит средством международного, межнационального и межкультурного общения.
Существенную озабоченность вызывает состояние речевой культуры общества, уровень грамотно-сти, качество обучения русскому языку. Глобализация мира и новые информационные условия требуют инновационных подходов к вопросам поддержки и популяризации русского языка, сохранению лучших традиций отечественной словесности и культуры, воспитанию уважения к родному языку и стране в целом.
Снижение уровня владения русским языком приводит к утрате интереса к русской культуре в стране и мире. В настоящее время повсеместно отмечается снижение уровня языковой культуры не только на бытовом, но и на политическом уровне. Чрезмерное увлечение иностранными фразеологизмами, вульгаризмами не только засоряет родную речь, но и расшатывает основы языковой культуры.
Участники заседания «круглого стола» обращают внимание на продолжающееся падение уровня языковой культуры, что объясняется сложностями развития нового информационного общества, влиянием массовой культуры и новых элект-ронных технологий и отмечают необходимость пропаганды культуры русского слова, повышения языкового вкуса, интеллигентного и содержательного стиля речи во всех областях жизни, в том числе пропаганды культуры общения в бытовой сфере и средствах массовой информации;
Участники заседания «круглого стола» рекомендуют Президенту Российской Федерации объявить 2015 год Годом чтения вслед за 2014 годом, объявленным Годом культуры.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, по мнению участников заседания, необходимо совершенствовать федеральное законодательство в части защиты русского языка. Одной из мер предлагается установить строгие взыскания и штрафные санкции за употребление нецензурной лексики в общественных местах, особенно представителями официальных государственных структур – сотрудниками полиции, офицерами армии, медработниками и т.д.
Правительству Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации нормы о введении контроля за СМИ в части недопустимости использования вульгаризмов и «слэнговых» выражений.
Определенные «задания» были даны многим министерствам Российской Федерации.

Федеральный закон                        № 53-ФЗ от 1 июня 2005 года «О государственном языке Российской Федерации» в  п. 6 ст. 1 предусматривает, что, при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации, не допускается использование слов и выражений, не    соответствующих нормам современного русского языка, за исключением ино-странных слов, не имеющих общеупотребительных    аналогов в русском языке.

По мнению экспертов, использование ни одного языка на планете в истории человечества не сокращалось так стремительно, как русского языка за последние двадцать лет.
В начале XX века русским языком владели примерно 150 миллионов человек, в основном, подданные Российской Империи. На протяжении последующих девяноста лет число знающих русский язык увеличилось до 350 миллионов человек, в том числе 286 миллионов проживали в СССР.
К 2005 году число владеющих в различной мере русским языком сократилось до 278 миллионов человек, в том числе в самой Российской Федерации – до 140 миллионов человек.
Русский язык по степени распространенности пока еще занимает пятое место в мире. Предположительно, к 2025 году число знающих русский язык в различных странах мира сократится приблизительно до 152 миллионов человек (как в начале прошлого столетия), в том числе количество владеющих русским языком в Российской Федерации может составить не более 110 миллионов человек.

Подготовила Регина ОРЛОВА

«Дивен Бог во святых своих…»

дивен бог...

Есть в сонме русских святых один светоч, который просветил своим сиянием всю землю Русскую. Имя этого святого – преподобный Сергий Радонежский чудотворец. По всей стране мы можем найти храм или часовню в честь этого святого угодника.
Вот и в Тульской области в городе Плавске, ранее называвшимся село Сергиевское, стоит белоснежный храм, с голубым куполом, по-строенный в честь и память «игумена земли Русской» преподобного Сергия. Дважды в год мы празднуем память этого святого, летом и осенью.
В день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежскогов Свято-Сергиевском храме праздновали престольный праздник, на который приехал благочинный церквей Щекинского и Плавского благочиний иерей Алексей Попов.
Вместе с духовенством храма совершили Божественную Литургию, которую возглавлял почетный настоятель митрофорный протоиерей Василий Захаров. По окончании Литургии был крестный ход вокруг храма, после которого отец Алексей обратился с теплыми словами к прихожанам храма и поблагодарил настоятеля иерея Антония Меркулова за теплый прием.
Все присутствующие в храме прихожане остались довольны. На лице у каждого сияли радость и умиротворение, ведь они были в гостях у «игумена земли Русской».

Бисер духовный

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о постоянстве
в молитве

Без колебания неверием надо быть настойчивым в молитвах и не сомневаться, что постоянством их получим все, что будем просить у Бога. Ибо Господь, желая доставить нам вечные и небесные блага, увещевает, чтобы мы неотступностью некоторым образом вынуждали Его.
И Он нас, докучающих, не только не презирает, не отвергает, но еще и побуждает, хвалит и благосклонно обещает доставить нам все, чего настойчиво будем ожидать.

О покаянии.
Из древнего Патерика

Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: «Поистине он лучше меня». Таким образом, мало-помалу приучишься считать себя грешнее всех людей. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека, то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление и ни одному из духовных благ не будет места в тебе.
Старец отвечал на вопрос, почему нас так беспокоят бесы: «Потому что мы отвергли оружие наше: самоукорение, смирение, нищету и терпение».

Выставка православной литературы

2013-07VistavkaPravoslavnoiLiteraturi

В Плавском районном краеведческом музее, помимо экспозиции икон и старинных церковных книг, прошла выставка современной православной литературы. 

На ней представлены журналы «Святой родник», «Основы православия» (приложение к «Святому роднику»), «Журнал Московской Патриархии», «Вестник военного и морского духовенства», яркая, красочная книга «Православие», недавно приобретённая самими работниками музея. Количество экспонатов пока настолько невелико, что все они уместились на небольшом круглом столике, но в этой немногочисленности и скромности экспозиции есть своя прелесть.

Не только для посетителей, но также для самих себя находят и приобретают религиозные произведения сотрудники музея, желая быть в курсе всех событий православной жизни.

Они по крупицам собирают экспонаты для своей выставки. И хотя коллекция найденных материалов пока немногочисленна, её пополнение продолжается.

Традиции

Первые дни поиска и
целая серия находок на поле Куликовской битвы

В первые дни поиска экспедиция Государственного исторического музея и музея-заповедника «Куликово поле» пополнила коллекцию находок с места Мамаева сражения несколькими реликвиями. Количество свидетелей сражения у слияния Дона и Непрядвы – современные и опубликованные еще в начале 20 века – приближается к 100!

Совместная экспедиция Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и Государственного историче-ского музея начала работу на поле битвы 1380 года в первых числах июля. Поиск реликвий Мамаева сражения ведется у деревни Хворостянка, что примерно в 5 километрах от места слияния Дона и Непрядвы. В этом году специалисты изучают территорию, расположенную немного южнее эпицентра сражения. По версии исследователей, в этой точке Куликова поля ордынская армия отступала под натиском русского войска.
В руках специалистов за первые дни поисковых работ оказались сразу несколько полновесных находок. Это два наконечника бронебойных стрел, фрагмент пластинчатого защитного доспеха, хорошо сохранившееся кресало новгородского типа, какие брали с собой в походы знатные воины. Все предметы подняты из земли на одном гектаре.
Число обнаруженных на месте сражения реликвий Куликовской битвы ежегодно растет и постепенно приближается к сотне. Найденные на Куликовом поле предметы проходят научную атрибутацию, описываются и после реставрации попадают в специальную витрину в музее Куликовской битвы в селе Монастырщино.
Пустые ячейки музейной витрины, задуманные при соз-дании экспозиции в 2005 году, постепенно заполняются. Сегодня здесь можно увидеть порядка 60 находок. Среди них кресты-энколпионы, наконечники копий и метательных ко-пий-сулиц, наконечники стрел, наконечник дротика, наносник шлема, запекшиеся кольца кольчуги, булава, лезвие топора, конские удила и пряжки, подкова, ножи, варганы и другие предметы походного быта воина.
Заняла свое почетное место в витрине реликвий и самая информативная находка – золотой дирхем, обнаруженный участниками экспедиции в 2011 году. Здесь же представлена древнерусская сабля, найденная, по словам прежнего владельца, на Куликовом поле. Она была передана в дар музею-заповеднику художником Виктором Маториным в 2012 году.
Археологический сезон-2013 в самом разгаре. Ждем новых открытий!
По материалам
пресс-службы
Государственного
музея-заповедника «Куликово поле»

Прихожане Свято-Сергиевского храма в краеведческом музее

2013-07VseVmeste

Прихожане Свято-Сергиевского храма во главе с отцом Ярославом пришли в Плавский районный краеведческий музей посмотреть новую экспозицию, посвящённую Дню семьи, любви и верности. Экскурсовод Наталья Викторовна Горина рассказала им об особенностях икон и антикварных книг, подаренных музею жителями города.2013-07Ekskursovod

На выставке «Российские святыни» были представлены иконы «Иисус Христос», «Михаил Архангел», «Святая Троица», «Образ Пресвятой Богородицы» – дар от М.С. Панфёровой, «Иисус Христос» от краеведа Б.Д.Новикова, «Николай Чудотворец», «Крещение Господне» от С.В. Ревина, «Богоматерь с младенцем».

На выставке «Духовные ценности – семейные ценности» прихожане смогли посмотреть образа «Богоматерь с младенцем», «Спаситель»  от В.А. Шутина, «Николай Чудотворец» от С.А. Краснобаева, «Отпевание святых Петра и Февронии» от директора музея Л.К. Поздеевой, «Святой Сергий Радонежский» от дочери Героя Советского Союза С.А. Черновского Л.С. Черновской.  Там же была представлена старинная литература: газеты «Церковные ведомости», «Воскресный день», книги «Семейные вечера», «Патриарх Сергий и его духовное наследство», «Часослов учебный для начальных сельских училищ» «Псалтырь», принадлежавший Прасковье Владимировне Чекулаевой, бабушке Петра Сальникова, автора книг о Борисе Сафонове.

После экскурсии прихожанка Свято-Сергиевского храма, директор музея Б.Ф Сафонова Плавской средней школы №1 имени дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова Ирина Борисовна Игнатова прочитала интересную лекцию о Крещении Руси.

Православные святые

Петр и Феврония

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своём виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но по-обещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым – на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились, и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился ещё один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем – что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида – у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию – в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии. Эту семейную пару право-славные христиане почитают за покровителей семьи и брака.

К святому источнику

Уже долгие годы в Плавском благочинии есть добрая традиция в восьмую пятницу после Пасхи отправляться на святой источник в честь Казанской иконы Божией матери, который расположен на границе Плавского и Тепло-Огаревского районов в местечке недалеко от села Бабурино.

И вот 28 июня на источник прибыли паломники из Свято-Сергиевского храма г. Плавска во главе с настоятелем иереем Антонием Меркуловым и Свято-Иверского храма пос. Теплое во главе с протоиереем Валентином Дудиным. Также на источник прибыл благочинный Щекинского и Плавского благочиний иерей Алексий Попов, который и возглавлял молебен на источнике.

Пришло множество верующих набрать святой воды из источника. Кто то приехал на транспорте, кто-то своим ходом, но каждый прибыл именно ради того, чтобы получить живительной воды, которая исцелит и тело, и дух.